Subscribe.Ru : Новости лаборатории Наномир

Выпуск 117

Новости лаборатории Наномир 

Анонс 118-го выпуска: В настоящее время закончено изготовление шариков для первого измерительного эксперимента, цель которого - включить рубиновый генератор от магнетрона микроволновой печи, т.е. на частоте 2.45 ГГц.

 


 

Легко ли быть женой гения, или феномен Кушелева

А собственно почему?

Ну что, дорогие мои? Появилось и у меня желание высказаться. Не просто - вот надо защитить любимого мужа - нет. Форумы я почитываю, и, честно сказать, расстраиваюсь иногда - но, понимаю, уж очень люди стереотипны и не могут принять жизнь такую, какая она есть во всей ее уникальности и многогранности. Обязательно им нужно классифицировать, обязательно "бирочку" приклеить: «умный» - «дурак» (неужели никогда глупостей не делали?); лохотронщик, обманщик (неужели никогда в жизни не врали?). А как же игра?

И даже не ради истины высказаться хочу. Кто ее истину знает? В данный момент это моя истина, моя правда. В чем-то она совпадет с Вашей, дорогой читатель, в чем-то – нет.
А показать видение "изнутри" как есть - имею на то основания (как-никак почти 15 лет бок о бок).
Просто потребность есть такая. Хочется и самой приятное сделать (ну, руки чешутся – хочется писать); как-то все осмыслить; и мужу приятно будет - уверена
(даже критика его не расстраивает никогда, зачастую смешит); и очень надеюсь, мои дорогие, порадовать вас.
Потому как многие меня спрашивают, как живется, мол, с таким «типом»
...

Блаженный, или просто гений?

Чудак, шизофреник, странный, придурок, ненормальный - каких только эпитетов не приходилось слышать.
Блаженный… У нас на даче его прозвали "НЛО". Действительно - неопознанный "объект" !
Человек с другой планеты…
Да, все это про него сказано и точно - так и есть. Вот только никак не лохотронщик, как его называют некоторые на форумах. Многие признали, что не может человек, с таким неподдельным интересом обсуждающий многие научные вопросы, ставить своей целью "выкачивание денег": что-то здесь не то, уж очень он непоследовательно себя ведет.

Ученый? И да, и нет.
Человек - одна БОЛЬШАЯ ЦЕЛЬ. Очень сильно увлеченный своим делом до фанатизма.

Главное - жизненность и целостность. Вот он такой, какой есть для всех одинаковый. Ну не может человек лицемерить. Вот поиграть – это да. Ведь человеку, понимающему, что жизнь – это вечный праздник, игра доставляет массу удовольствия. Поприкалываться, построить из себя дурачка, ничего не понимающего – это может быть.

Очень открытый. Даже чересчур. Это видно на форумах - никогда не прячется под никами. Принимайте меня таким, каков я есть. Если ошибусь, так я и отвечу за это. Кстати, за что неоднократно "бывал бит". Ведь новые идеи часто называют бредом, если под ними не стоит штамп – «разрешено». А кем?

«Упертость» - это точно есть. Если какая-то идея в голове появится, будет ее всем и всюду рассказывать.
Как может человек с неподдельным интересом десятки (а может и сотни) раз рассказывать практически одно и то же, независимо от того кто перед ним - школьник, студент, таксист или профессор, академик, главный конструктор военного завода...
Если в чем-то убедился, будет отстаивать свои точку зрения упорно и настойчиво. Переубедить его бывает очень и очень сложно.  Этим доводит некоторых до «белого каления», поскольку каждой стороне принять точку зрения другого становится невозможным. Но Александр остается всегда невозмутимым и спокойным, никогда не выходит из себя.
Вот пошутить может и любит…

Добрый человек, отсутствие агрессивности.
Людей, которых считает выдающимися, он очень ценит, всячески им помогает, даже материально, хотя самому шиковать не с чего.

Совершенно нерасчетлив. Еще в период нашего знакомства обещал квартиру купить. Но это не было враньем, он искренне считал, что на те средства, что у него тогда были, эти возможно. Даже толком не ориентировался в ценах.
И сейчас он тратит все, что есть, не рассчитывая.
Есть у него сегодня 100 рублей в кармане - потратит 100, есть 1000 рублей - тысячу. Практически все идет на развитие своих идей (покупка различных инструментов, кристаллов, приборов, алмазных порошков, обновление компьютеров, фото- и видео- регистрирующей аппаратуры).

У него свои методы работы. В чем-то они, может, оправданы, а в чем-то нет. Вот хорошо бы сделать настоящую энциклопедию, сейчас у него энциклопедия больше похожа на архив. Это удобно для него самого, но многих людей это утомляет.

Очень любит возиться с ребенком и вообще с детьми. От этого не устает. Дети его любят. Занятия предлагает для ребенка непростые - то собирают робота из подручных материалов (а не готовый конструктор), то проводят эксперименты из набора "Юный химик" (и это для ребенка 5 лет!), то обрабатывают сапфир.

Очень веселый, постоянно шутит. Правда, иногда, бывает не деликатен, может пошутить и обидеть (особенно если человек очень чувствителен к общественному мнению).
Сам же совершенно необидчив - сколько бы гадости ему не говорили в глаза и за глаза.

Бред - говорите вы. А как же еще революционные открытия делаются, которые выводят человечество на новый уровень.  Никогда не делаются они в кабинетах и научных сообществах. Принципиально новое не может там родиться - уж очень сильно влияние социума. «Гении не рождаются в сообществах» (А.Менегетти).
Чистота разума (не верить, а проверять, стремление все подвергать сомнению).

Активность Александра и многогранность - есть лишь следствие его интереса.
Огромная, невероятная потребность познания, добраться до сути. Он может часами, сутками что-то делать.  Три дня и три ночи делать магнитный волчок - и вот он летает. Это было невероятно сложно. Попробуйте повторить?!
Целыми днями исследует траву, деревья вокруг, фотографирует, приносит в дом "образцы": погнутую траву, даже небольшие деревья - сушит их на чердаке. Весь дом ими завалил. Потом из всего этого пригодилось процентов 10. А результат – вот он: если следите за рассылками – мы скоро будем добывать редкие химические элементы (осмий, галлий…).

Большой ребенок: умение радоваться жизни в каждый ее момент, удивляться, стремление узнать новое и т.п.
Жизнерадостность в любых ситуациях. В любых ситуациях спокойствие, практически отсутствие отрицательных эмоций.

Легкость. Нестандартность. Его идеи кажутся чересчур необычными, даже шокируют.

Необременность бытовыми проблемами внутренне. Одинаково хорошо чувствует в коммуналке, в большой современной отремонтированной квартире с хорошей мебелью и техникой, и в дачном домике без удобств. К неудобствам и неприятностям относится как к просто природному явлению (например, дождю, зачем горевать - просто переждать, радуясь тому, что есть).

Когда я услышала на форуме выражение "кушелевщина", я просто была в недоумении - не может быть такого. Кушелев - настолько уникален, ни на кого не похож - это просто феномен.  Ну если можно назвать человека поистине творческого, одержимого своими идеями, одержимого постижением истины, кушелевщиной.  Скорее историки будут говорить об эпохе Кушелева, открывшего микроволновую энергетику.

В нас сидит стереотип, если гений, то он просто обязан все знать и вообще быть самым, самым и никогда не ошибаться. Так вот: не обязан гений обладать энциклопедическими знаниями - можно знать много, но не знать главного…

Два типа одаренности

А что говорит наука психология о таких людях?
Американский психолог П.Торранс исследовал творчески одаренных детей. Эти дети, как оказалось, другие - казалось бы, не понимают очевидных истин, не могут усвоить то, что другим детям дается буквально "на лету". У них на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличающаяся от общепринятой.
Им приходят в голову странные идеи - "глупые", по мнению все знающих отличников, необычные, по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. От них не знаешь чего ожидать, их занятия кажутся непонятными большинству детей и родителей.
Главное для них не усвоение знаний, а собственная работа мысли.
Один учитель, любящий таких учеников, как-то сказал, что даже 2Х2=4 будет вызывать у них недоверие и желание найти другое решение.
И, правда, Александр даже пытался проверить якобы найденное одним исследователем решение трисекции угла.

Существует одаренность двух типов - усваивающая (учебная) и творческая.
Первая, "учебная", одаренность, по сути дела, предполагает отсутствие собственного подхода, потому что это затруднит восприятие чужой мысли, замедлит скорость восприятия и научения. Кстати говоря, очень многие исследователи отмечают противоречивость самого процесса обучения: с одной стороны, это присвоение чужого опыта и переработка его в свой, а с другой - чем больше ты отрешишься от себя, тем легче усвоишь предлагаемую чужую логику, чужой, найденный другими способ деятельности.
Именно поэтому для успешного обучения в классическом смысле этого слова творчество не только не нужно, а мешает, тормозит усвоение.

Другое дело - творческие люди. Принять, казалось бы, очевидные истины им мешает невозможность прямого, непосредственного усвоения чего бы то ни было. Все они пропускают как бы через себя, через собственное видение мира.

Одаренные люди отчетливо разделяются по своего рода специализации: одни - "пожиратели знаний", другие - "создатели нового".
Этим разным типам одаренности в научной психологии соответствуют и разные обозначения: если первый - способность к обучению - описывается как интеллект, или общий интеллект, то творческие способности определяются как креативность ("творческость").

Но между творческими и интеллектуальными способностями обнаружилась интересная взаимосвязь.

1. Для высокого развития креативности необходим уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего.
Никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний.

2.После достижения этого достаточно хорошего уровня интеллектуальности дальнейшее ее увеличение никак не сказывается на развитии творческих способностей.

3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определенного уровня. Когда интеллект очень высок, то создается препятствие для нормального развития творческих способностей.

"Высоколобые" интеллектуалы, энциклопедисты сравнительно редко бывают очень творческими людьми.
Откуда же при такой гипертрофированной направленности на готовое знание взяться "творческости"?

Творческая одаренность (креативность) - большое счастье и большое испытание для обладателя этого дара.
Этих людей называют странными, чудаками и т.п. Вот, казалось бы, дураки - очевидных истин не понимают, в отличие от других умниц, которые все схватывают "на лету". У них на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличная от общепринятой.
Им приходят в голову странные идеи, кто-то их считает "глупыми", кто-то необычными. От них не знаешь чего ожидать, их занятия кажутся непонятными большинству.

Признаем, что науке нужны не только творческие люди. Нужны и "хранители огня", передающие опыт поколений, умеющие точно и бережно этот опыт зафиксировать, усвоить и без искажений передать. Канадский психолог Г.Селье, описывая различные типы ученых, наряду с творцами, генераторами идей с не меньшим уважением описывал и ученых-энциклопедистов, систематизаторов, и ученых-критиков. Кстати, большинство ученых-критиков рекрутируется из интеллектуалов, и без них развитие науки невозможно.

Почему реакционеры любых мастей так боятся творческих людей? А потому что у них по особому "устроена" личность - не умеющая приспосабливаться, неконформная. С ними непросто.

Гораздо проще с интеллектуалами. Глубина и четкость знаний, порядок в мышлении и часто в жизни, благополучие и социальное, и семейное очень привлекательны, часто привлекательнее, чем странность, неприкаянность творческого человека, его непредсказуемость.

При написании этой части о типах одаренности я использовала работы отечественного психолога В.С. Юркевич, которая много лет исследовала одаренность.

А теперь становится ясно, кто постоянно упрекает и обвиняет в некомпетентности и незнании? Поняли? К какой категории ученых они относятся?
Почему часто встречаешь стремление "закопать"? Не от того ли, что многие интеллектуалы всю жизнь "свято верили" в незыблемость постулатов Эйнштейна и т.п. И тут вдруг придется перечеркнуть, можно сказать, всю свою жизнь. Не каждый наберется мужества (я говорю о неосознаваемых вещах, т.к. вы-то будете уверять, что "истина вам дороже").

Неужели никогда не посещала мысль - что Кушелев вообще не укладывается ни в какие представления и рамки, уж очень он необычен, ярок, оригинален и многогранен?
Согласны?

 

А что говорят факты

Что удалось сделать с минимальным финансированием:

1)Открытие кольцегранного микромира тремя независимыми исследователями (З.Огжевальский, К.Снельсон, А.Кушелев)
http://nanoworld.org.ru/data/20061011/20070419/104.htm

2)Методики для школ (пространственные геометрические модели атомов, молекул и кристаллов)допущены министерством образования для внедрения в учебный процесс.
http://pico.thorbit.nl/nanoworld/20051104/20060203/016.htm

3)На базе этих моделей создана программа «Пикотехнология», которая автоматически определяет структуру белка по кодирующей нукеотидной последовательности.
http://nanoworld.org.ru/data/01/data/texts.rus/20000509.htm

4)Открытие наномира, ведущее к созданию микроволновой энергетики, транспорта, машиностроения и вооружений.
http://nanoworld.org.ru/data/05/20021205/index.htm

5) Открыты и созданы сотни новых типов резонаторов
http://nanoworld.org.ru/data/05/20021205/index.htm

6)Создано опытное производство (десятки уникальных станков) новых типов резонаторов на основе шестеренчатой передачи нового типа
http://nanoworld.org.ru/data/01/data/public/20000329/index_r.htm

7)Испытан новый тип катафота систем «Кубера» и «Йак»
http://nanoworld.org.ru/data/01/data/public/20000410/indexr1.htm

http://www.nanoworld.org.ru/forum/viewtopic.php?id=146

8)В результате исследования мест посадок НЛО (анализ грунта, воды и растений) удалось выяснить цель визитов пришельцев на нашу планету, а именно добыча редких и рассеянных химических элементов (изотопов).
Обнаружена возможность создать такую же добывающую технологию на Земле.
http://nanoworld.org.ru/data/20051104/20060226/024.htm

 
Ну, а теперь об интимном…

Как мы встретились…


Все начиналось и просто, и нет. Но каждый делал определенные сознательные шаги к поиску друг друга. Он, по рекомендации своей школьной учительницы физики, дал объявление в «Учительскую газету». Кстати, именно она сумела увлечь его наукой. Я, несколько лет читающая эту газету и решившая найти свою половинку, увидела объявление (оно сразу зацепило) и сделала для себя очень трудный шаг. С моим мнительным характером, вечными страхами и т.п. И тут - написала. Это было единственное письмо и сразу в точку. Судьба!

К тому времени я уже училась в институте на психфаке и жила в общежитии.
Отослала письмо, стала ждать ответа. Каково же было мое удивление, когда вместо ответа, я вдруг получаю... ДЛИННЮЮЮЩУЮ ТЕЛЕГРАММУ.
Обалдеть!
Кто жил в общежитиях знают, куда приходит почта - это такие полочки внизу в вестибюле с номером каждой комнаты - все открыто. И тут можно сказать такая интимная вещь - в открытую.
Это меня удивило и заинтриговало. Что-то тут не так! Обычно так не пишут. Оказывается, мое письмо очень сильно понравилось Саше, и, чтобы не терять времени - он отправил телеграмму, в которой кратко дал ответы на мои вопросы, среди них был, например, о смысле жизни. И это в телеграмме!
Но, так как к этому времени он уже имел неудачный опыт переписки и встреч со многими девушками, попросил выслать вначале фотографию.
Потом пришло письмо, был дан телефон, по которому один раз я все же  решилась позвонить. Удивила разговорчивость, говорил больше о себе.
Решили подождать фотографию, пока не встречаться. Но время шло, уже месяц два, пошел третий месяц ожидания - ответа не было. Я уже решила, что фотография не понравилась, и тут приходит новая  телеграмма.
Я к тому времени уже посмотрела передачу «Это вы можете», где Александр был главным героем.
Даже приезжала на «Новокузнецкую», где он жил тогда в коммуналке в гостях у своего друга и коллеги, Дмитрия Кожевникова. Проходила мимо дома, пытаясь угадать, где и как Он живет.
Но вот, сдав экзамены, я почувствовала себя свободной и готовой к новому. Мы встретились 16 июня. Причем приезжать пришлось мне. Я прекрасно помню этот вечер во всех деталях: и как пили чай, танцевали, он шутил (иногда, правда, некстати - может от волнения), гуляли по улице Бахрушина, потом он меня провожал до общежития, и мы спешили до закрытия, а я волновалась, успеет ли он до метро до часу ночи добраться.
Как мы оба так не заснули в эту ночь каждый в своих кроватях…

А дальше началась целая жизнь - жизнь вместе, практически не разлучаясь ни на один день…
Встретились неисправимый оптимист и склонная к пессимизму женщина, но "понимающая" и "хорошая", по крайней мере, старающаяся такой быть… Жизнь не простая, не укладывающаяся в какие-то рамки, противоречивая, полная радости, беззаботности, потерь и приобретений…
Об этом я может тоже когда-нибудь напишу…
Называться этот труд, вероятно, будет "Жизнь в ожидании…"
В ожидании чуда… Это будут мои субьективные переживания.
И может в какой-то степени моя трагедия…

Но это было в прошлой жизни… ведь люди меняются.

Для Александра же жизнь - она есть Жизнь, он живет полнокровно, радостно, довольствуясь тем, что есть.
У него свое ощущение - неощущение времени, у меня - свое. Вот "загорится вечная лампочка"… Умом-то понимаешь, что надо жить и радоваться… Мы даже поспорили - что раньше "загорится вечная лампочка" или у нас ребенок родится…

Окружающие нас люди разделились на две половины, на одном полюсе - те, кто без сомнений верит, что Александр - гений, достиг невероятного в науке, на втором - те, кто считает, что все это блажь, что лучше бы он "делом занимался", есть же академики и профессора, а тут непонятно, даже кандидатскую не  защитил, создал какую-то общественную лабораторию. Среди этих людей - одни считают его психически ненормальным (уж очень он выделяется среди всех остальных), который искренне верит в свои открытия, а другие - обманщиком, который "не хочет работать как все".
Посреди этих полюсов «болото», которым в принципе все равно, они озабочены лишь своими проблемами (как накормить семью, где отдохнуть и т.п.), а до Александра им как «до лампочки».

А что жена?

Легко ли быть женой гения? По-моему, однозначно ответить нельзя. Ну, что не курит, не пьет, всегда в хорошем настроении, любит меня. Ну что об этом писать. Только цветы не дарит, а дарит что-нибудь необычное. Да, забывает про мой день рождения, как впрочем, и про свой. У него же каждый день праздник J.

Мне кажется, идея жертвенности, преданности мужу и его делу целиком мало чем хорошим оборачивается для женщины. Быть женой…
- Ты кто?
- Да жена такого-то…
А сама-то что? "Придаток" для мужа? "Подай", "принеси" и т.п.

Как все увлеченные до фанатизма люди, далек от быта. Нужно постоянно отдавать себе отчет, кто перед тобой, не требовать невозможного. Часто действуя "в лоб" (требуя какой-то помощи по-хозяйству и
т.п.), только ухудшаешь ситуацию.

Как сам нестандартный человек - у него и в семье отношения нестандартные, и быт обустроен не так, как у всех. Кто был у нас на даче - обратил внимание, например, на лестницу на 2-й этаж, которую Александр сам сделал (в нашем кооперативе такой точно нет). Сам вставил окна на втором этаже дома - было бы желание.

Главное, его увлечь. Если уж он берется за что-то, то делает это качественно, продумано и нестандартно.

Жена, находясь рядом с мужем, не может быть равнодушной к его делу. И термин «трезубизация» мой, и идея с поиском спонсора (успешная), и с открытием рассылки (уже почти 2000 подписчиков), и с поиском менеджера (тоже успешная) – мои. А также идея со сбором средств для проведения решающего эксперимента. Чего мне скромничать? Если настроиться на нужную волну, всего можно достичь. Я считаю, что будь во мне больше жизненности (а не стереотипов, идущих из детства), мы (и вы, дорогой читатель – да, да!) жили бы уже по-другому, в другом мире…

И во мне были эти сомнения, а с тем ли человеком я связала свою жизнь. Хотя наверное, практически каждый человек хоть раз в жизни задает себе этот вопрос. А тут сомнения будут похлеще, чем у потенциального спонсора (каких пруд пруди).  Ведь спонсоров с РАЗВИТЫМ ЧУТЬЕМ НА ГЕНИЕВ единицы.

В чем трагедия такого человека? Одиночество.
Ему бы хорошего менеджера. Ведь сочетать в себе качества истинного ученого-исследователя и организатора практически невозможно. Может быть поэтому так долго не появляются обещанные "вечные лампочки"?

Ау!

Ура! Уже нашелся! Пока писалась эта статья. Это Ярослав Старухин. Именно тот, кто нужен, таким себе я его и представляла – сразу вник в суть дела, сразу начал действовать: мысль – действие. Сразу начал договариваться об экспериментах, уже нашел генератор, уже заказал модель катафота, уже… (не буду всего раскрывать – следите за рассылкой – события будут развиваться очень быстро).

 

О признании

Как нас воспитывали : важна не работа, а признание. Для Александра высшая награда – это его работа. Он счастливый человек, т.к. уже больше 20 лет занимается любимым делом. Кто это может искренне о себе сказать?
Только индивидуальность, живущая в полной свободе. Человек, нашедший смысл жизни… Ошо (величайший мудрец) называет уважаемых, признанных, респектабельных людей полными мусора, которым хочет набить их общество. «А если твоя работа – работа гения, ты не увидишь в жизни никакого уважения. Тебя будут осуждать всю жизнь… потом, через два или три века тебе поставят памятники, твои книги будут уважать, - потому что человечеству нужно два или три века, чтобы воспринять разум, который есть у гения сегодня. Промежуток огромен.»

А такие как Кушелев будут вечно "будить" заснувших обывателей, которые не видят дальше собственного носа и дальше того, что написано в учебниках и сказано в СМИ.

За ними наше будущее. Это переход на новый уровень развития нашей цивилизации. Я в него верю!.

И… любите жизнь во всех ее проявлениях, как любит ее Александр Кушелев.

 Татьяна Кушелева 

1994г.

2008г.